ПАМЯТЬ ИСТОРИКА
Чтобы эффективно учиться, прежде всего нужно обладать хорошей памятью! Хорошая память нужна всем! Как часто мы слышим от вас на уроках: "Ну, не могу я это запомнить! Сложные слова!" или "Это запомнить невозможно!" Если вы, действительно, считаете, что невозможно запомнить года правления всех князей, царей, императоров, президентов, начиная от Рюрика и заканчивая Путиным, то можете дальше не читать! Этот материал для тех, кто знает, что нет ничего невозможного!
За годы изучения истории у меня накопилось много способов запоминания дат и имен. А в 2001 году мне в руки попала книга В.В.Шаповала и К.Г.Митрофанова "Как быстро и надолго запомнить материал по истории: Пособие для старшеклассников и студентов", Москва, Издательский дом "Новый учебник", 2001. - С.31. Некоторыми материалами этой книги и собственными наблюдениями мы поделимся с вами на этой страничке.
Секреты запоминания, примеры «запоминалок» и задачи на запоминание по истории
Если природа не одарила вас феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания - МНЕМОНИКА (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности.
Когда-то искусство запоминания было составной частью классической риторики – искусства сочинять и произносить речи. Но среди пяти разделов риторики мнемонике как-то не повезло. Ей во всех пособиях уделялось меньше внимания, чем прочим. Причина, видимо, в том, что приемы запоминания – это как бы «техническая» сторона риторики, да еще и сугубо индивидуальная. Секреты запоминания долгое время были предметом заботы самих студентов, семинаристов, гимназистов. В воспоминаниях бывших учащихся приемам запоминания посвящено немало теплых страниц. Ну как же не благодарить науку, благодаря которой ты сдал экзамен, поступил в высшее учебное заведение и т.д. Так и повелось - техническая сторона мнемоники, секреты мнемотехники, передавались устно. С приемами запоминания мало познакомиться, надо еще и попробовать придумывать «запоминалки» самому. Тогда вам станет ясно, что у вас работает, а что – не ваше. Без индивидуального подхода нет и эффекта. У одних сильнее зрительная память. Им удобнее запоминать картинку. У других сильнее слуховая память. Им лучше учить вслух. Но и тем и другим нужны приемы.
Прежде чем обратиться к приемам запоминания, остановимся на истории. Культура запоминания – это великая культура. Наш современник мало знаком с этим видом интеллектуального спорта. Но не так было в прошлом. Интеллигентный человек до революции не только знал, но и помнил. Сравните дореволюционные издания хотя бы Чехова с переизданиями наших дней. Изменилась не только орфография, изменился адресат. Ориентируясь на своего гимназически образованного современника, авторы прошлого оставляли без перевода французские, латинские и прочие цитаты. Почему? Потому что в прошлом веке считалось нормальным не только знать, но и помнить? Потому что запоминали не для урока, не для экзамена, а на всю жизнь.
Знание наизусть классических текстов было не элементом формального образования, а знáком принадлежности к умным людям вообще. И нам не помешает взять на вооружение кое-что из традиций дореволюционного образования. Тем более – то, что всегда пригодится.
Кем бы вы не стали в будущем, умение запоминать ценится везде, - в работе юриста и экономиста, менеджера по продажам и РН-менеджера, врача и учителя, а особенно топ-менеджера, то бишь начальника. Ведь каким авторитетом он будет пользоваться, каких успехов добьется, если будет помнить имена и дни рождения своих сотрудников! В общем, пора начинать! Знакомимся с приемами запоминания.
Структура каждого раздела такова:
1. описание приема,
2. примеры его использования,
3. задачи для самостоятельного применения приема,
4. ответы.
А на уроках мы ждем от вас активного применения тех или иных приемов.
Далее
|