Наука
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой
деятельности, направленная на познание и преобразование объективной
действительности.
Наука рассматривается с трех точек зрения:
- как особая система,
совокупность знаний о природе, обществе, человеке;
- как особый вид деятельности,
система научных исследований, направленных на получение новых знаний;
- как система специфических
организаций и учреждений.
Для всякого научного познания важно, что исследуется, и то, как
оно исследуется.
Вопрос, что исследуется,
раскрывает природу предмета науки,
вопрос, как исследуется,
какими приемами — метод исследования.
По своему
предмету науки делятся:
—естественно-технические,
изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования;
—общественные,
изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе
социально-экономические, а также самого человека как существа социального (гуманитарные науки).
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования
объекта.
1.
в естественных науках одним из главных методов является эксперимент,
- в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика.
В каждой науке различаются
1.
эмпирический уровень, т.е.
накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов;
2.
уровень
теоретический, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженный в
соответствующих теориях, законах и принципах.
По своей
направленности научные исследования подразделяются на
1.
Фундаментальные науки познают законы, управляющие
взаимодействия природы, общества, мышления.
2.
Прикладные науки —
применяют результаты фундаментальных
исследований для решения не только познавательных, но и практических проблем.
- опытно-конструкторские
разработки (НИОКР) стоят на стыке
прикладных, фундаментальных наук и практики
Специфика
научного познания:
—это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные
задачи;
—оно характеризуется определенными формами и методами познания,
ему соответствует точность, строгая определенность;
—цель научного познания — получение новых, более глубоких знаний.
Функции
науки:
—культурно-мировоззренческая;
— непосредственная производительная сила общества;
— катализатор процесса непрерывного совершенствования
производства;
—социальная сила, непосредственно включена в процессы социального
развития и управления ими.
Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого.
Система этических ценностей науки:
— общечеловеческие требования и запреты;
—этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание
истины;
—свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
ОБРАЗОВАНИЕ
На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации.
Это процесс осуществляется двумя путями:
1.
в ходе стихийного влияния на человека окружающей
действительности;
- в результате
целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе
формирования личности через систему образования и воспитания, которая
сложилась в обществе и отвечает его потребностям.
Поскольку общество неоднородно, каждый класс, социальная группа,
нация имеет свое представление о содержании образования. Поэтому государство
берет на себя функцию регулирования системы образования, отвечающей уровню
цивилизации.
Цель образования
сегодня - в век НТР, компьютеризации
обществу нужны высокообразованные, уверенные в себе специалисты, способные
принимать ответственные решения, знакомые с основами современной техники и технологии,
экономики, психолгии, социологии. В ряде развитых стран, чтобы сформировать
таких людей, предпочитают индивидуальный подход к ученику с учетом личных
качеств каждого ребенка, подростка
Отставание школы от современных требований поставило многие страны
перед необходимостью школьных реформ.
Реформа происходит в настоящее время и в российской системе
среднего и высшего образования.
Среди многих проблем можно выделить следующие:
- Гуманизация предполагает большое внимание общества
к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и
обязанностям. Гуманизация предполагает приоритет человеческих ценностей,
главная из которых — сам человек. В области образования гуманизация
проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в
соответствии с запросами и возможностями индивида.
- Гуманитаризация означает усиление внимания по всему спектру общественных,
гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного
человека: экономической теории, истории, социологии, политологии,
литературе, праву, искусству.
- интернационализация
—
создание единой системы образования для разных стран.
|