КУЛЬТУРА И ВИДЫ КУЛЬТУР
Духовная культура создается в результате духовного производства, задачей
которого является удовлетворение духовных
потребностей людей.
Продуктами духовного производства являются:
— идеи, теории,
духовные ценности;
—общественные связи
индивидов;
—человек как
существо духовное.
Продукты духовного производства составляют
духовную культуру общества.
К видам духовного производства относятся наука, искусство и религия.
Духовное
производство направлено на совершенствование всех остальных сфер жизни
человека.
Культура
(первоначально) - способы обработки земли.
Культура
В широком смысле
— все достижения человечества в области
духовной и материальной жизни
В узком смысле -
творческую деятельность, связанную с
искусством.
Культура
Материальная
|
Духовная
|
создается
в процессе материального производства (здания, оборудование и т.д.).
|
возникает
в процессе духовного творчества, имеет материальную форму и идеальное содержание.
Духовные ценности существуют в виде музыки, картин, научных открытий и т. д.
|
Все
элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.
Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его
деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыслительной,
духовной деятельности человека материализуются, превращаются в материальные
объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.
|
Культура неотделима
от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек
формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества
есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе
ценностям, традициям. Можно сказать,
что культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Накопление
культурных ценностей идет по двум направлениям
— по
вертикали связано с передачей их от поколения к поколению, т.е.
преемственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные
традиции,
элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от
поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на
протяжении жизни многих поколений. Каждое поколение осуществляет отбор тех или
иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
- по горизонтали — выражается в том, что в качестве ценностей
наследуются целостные художественные произведения. Произведения, созданные в
ХУШ веке оказывают влияние на сознание людей, живущих в XXI веке, хотя они воспринимаются совершенно
иначе, чем в момент создания, потому что изменились общество, духовный мир
человека, его культура.
Виды культур
1.
интернациональная
и национальная,
2.
светская
и религиозная,
3.
взрослая
и молодежная,
4.
западная
и восточная.
5.
«массовая» и «элитарная»
Черты массовой
культуры
1.
Ее распространению
способствуют средства массовой информации.
2.
коммерческая,
поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве
предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль,
3.
учитывают
вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.
4.
Неотъемлемой
частью массовой культуры является реклама.
5.
Массовую
культуру называют развлекательным искусством, искусством анти-усталости.
Черты элитарной культуры
1.
сложна
по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия.
2.
Произведения
рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей
3.
служат
предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков.
4.
Массовый
зритель, читатель, слушатель может не обратить на них никакого внимания.
5.
Коммерческая
выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства,
стремящихся к новаторству, самовыражению.
6.
Элитарные
произведения, получив признание, могут принести их создателям известность и
солидный доход.
Массовая и
элитарная культуры не враждебны друг к другу. Идеи элитарного искусства через
некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой,
повышая ее уровень.
В последнее
время говорят о появлении «экранной
культуры», связанной с компьютерной революцией. Появляется возможность
свободного выхода личности в мир информации.
|