Меню сайта

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
  • Грамота.РУ
  • Все словари
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Сеть творческих учителей
  • Ворон и Ёж
  • Российское образование федеральный портал

  • Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    ПОЕЗД № 31...


    Вторник. Поезд ведет Грищук Е.Г., 19 Июня 2018, 09:15
    Главная » Статьи » Материалы для подготовки к урокам истории, права, обществознания

    Информационное общество

    Информационное общество

     

    Представьте себе город будущего. Парки, озера, клумбы, кристально чистый воздух. Индивидуальные машины находятся за городом. Под улицами размещены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникаций. Отпала надобность в деловых поездках. Вся необходим информация поступает на домашний экран. Денежные расчеты осуществляются с помощью банковских карточек. Когда эти карточки используются  для оплаты, машины автоматически переводят любую сумму с одного банковского счета на другой. Люди носят при себе специальные радиоустройства  через которые автоматически вызываются полиция и скорая помощь- снабжены сигнальными системами на случай пожара. Преступность канула  в прошлое, уличных ограблений не происходит, тем более что люди не и при себе наличность. Произошли большие изменения и в политической  жизни. Активный обмен информацией, учет множества мнений привели к  формированию единой политической платформы для всех партий и социальных  групп. Наступила эпоха невиданной демократии – такую картину будущего рисует американский социолог Дж. Мартин.

     

    Решающее значение в переходе к такому обществу и в самой его жизнедеятельности приобретают информационные процессы, новые способы получения, распространения информации.

    Информация  (от лат. разъяснение, изложение) -это некоторые сведения, совокупность каких-либо данных. Ученые под информацией понимают не только слово или математический знак, а любой сигнал - шум прибоя, гудок локомотива, шелест листьев; даже пауза, безмолвие оцениваются как информация. Потребность выразить и запомнить информацию  привела к возникновению речи, письменности, изобразительного искусства, книгопечатания, телеграфа, радио, телевидения. Наконец, были изобретены ЭВМ предназначенные специально для автоматической обработки информации. Они помогают «справиться с информационным взрывом» - явлением, врастающим по восходящей линии. Например, объем всех научных пуб­ликаций за один 1985 г. превысил все то, что было издано в период между эпохой Возрождения и 1976 г., т. е. за 500 лет.

    В индустриально развитых странах люди уже сейчас подвергаются потоку информации, в два с лишним раза превосходящему нормативную способность человека к ее усвоению. Современная компьютерная техника позволяет производить вычисления, различные логические операции со скоростью, во много раз превышающей возможности человеческого мозга и с гораздо меньшими затратами. В 1952 г. 1 млн операций занимал 10 минут и стоил 300 долл. В 1986 г. для этого требовалось полсекунды и 0,06 долл. Сейчас еще меньше. Все это позволяет говорить о том, что мир находится у истоков «компьютерной революции», которая изменит весь современ­ный цивилизационный уклад и приведет к созданию «информационного общества».

    Канадский ученый Мак-Люэн разработал трехступенчатую модель все­мирной истории: первая ступень - племенной индивид - «человек слушаю­щий», у которого преобладает устная речь в качестве средства коммуника­ции. Вторая ступень - эпоха типографского или индустриального индивида, начавшаяся с XV в. - победа печатного слова над устным. Это был «человек смотрящий». Третья ступень — торжество электронной коммуникации.

    Символическим актом «рождения» информационной эры явился за­пуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катали­затором формирования подлинной глобальной связи - нервной системы планетарной цивилизации. Неотъемлемыми приметами нового общества тали коммуникационный спутник, кабельное телевидение и персональный компьютер.

     

    Идея доминирующей роли электронной техники и информатики разви­валась с конца 1960-х гг. С начала 1980-х закрепился термин «информационное общество». В  немалой степени этому способствовал бум информатик информатики и коммерческая реклама,  изображающая компьютер как своего рода пароль в будущее.

    Известные западные социологи (Д. Белл, Масуда и др.) считают, что информационное  общество представляет собой обобщенное понятие, охватывающее все стороны жизни.

    В технической сфере мы наблюдаем широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт.

    В экономической сфере информация превратилась в товар, в социальной сфере она становится  главным фактором изменения качества жизни, в  политической - предполагается свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий  обмен мнениями, в культурной сфере обмен информацией поможет формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям  нового общества. Таким образом, информационное общество - это общество, в котором информация и уровень ее использования обуславливают экономическое развитие и социальные изменения. В таком обществе  уровень жизни, характер труда, отдыха, системы образования, рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации   и знаний.

     

    Например, «информационный взрыв» открывает возможности для более гибкой системы организации труда, создаются «расписания по индивидуальному выбору». Скользящие графики работы в 1980 г. были у 38% процентов «синих воротничков» в ФРГ, у 27 - в США. В результате производительность труда выросла, а дисциплина улучшилась. Увеличили объем ночной работы, особенно в сфере услуг: 15-25% занятых в этой сфере в США работают в ночную смену. Супермаркеты и банки функционируют круглосуточно.

    Рождающаяся система производства позволяет создать мелкие труда. вые коллективы на основе электронной техники. Уже сейчас многие фирмы разрешают своим служащим работу на дому. Завод перестал быть основной моделью производства. Да и сами заводы заметно меняются.

    Продукция новейших предприятий не является больше массовой. Ис­пользуется меньше сырья, энергии, делаются попытки поднять на небыва­лый уровень дизайн. Трудящиеся уже не прикованы к ритму «конвейеров». Уровень шумов снизился до минимума. На рабочих местах машина сосед­ствует с зеленью и цветами. Конечно, таких предприятий сейчас немного, но за ними будущее.

    Информационное Общество дает простор громадному разнообразию источников энергии - водной, солнечной, геотермальной, приливной, про­изводимой из биомассы, термоядерной.

    В современных школах компьютеры уже берут на себя функции сбора и обобщения информации об успеваемости, компьютерные программы используются для обучения языкам, игре на музыкальных инструментах. Американцы разрабатывают систему, с помощью которой студенты, распо­лагающие личными компьютерами, будут подключаться к университетской компьютерной сети. Это поистине революция в образовании.

    Информационная техника открывает достаточно возможностей для демократии, она позволяет производить электронные плебисциты и опро­сы мнений, телеконференции с правительством. Телекоммуникационная кабельная сеть обеспечит двустороннюю связь между гражданином и по­литическим деятелем, которая позволит учитывать мнения большинства людей при принятии важных политических решений.

    Но информационное общество имеет проблемы. «Над городом летает  электронная страж-птица. Она призвана решить одну из сложных проблем,  стоящих перед человечеством - исключить преступность из жизни общества. Едва злоумышленник отважится погубить жертву, как «умная птица», в кото­рую введено самообучающее устройство, поражает потенциал преступника электрическим зарядом», - так начинает свой рассказ знаменитый американский писатель-фантаст Р. Шекли. Но что получается: птица оказалась  не в состоянии разобраться в реальных противоречиях бытия. Она обрушивает свои кары на мясника, охотников, парализует нормальную жизнь города. Финал рассказа «Страж-птица» носит характер предостережения людям. Для уничтожения страж-птицы сконструированы самоуправляющие механизмы-ястребы.

     

    Автоматы порождают новые автоматы, а проблема устранения преступности  остается нерешенной. НТП часто приносит человечеству много неожиданностей и не все они, сожалению, приятные.

    Тотальная автоматизация и роботизация информационного общества невиданно обостряет и без того серьезную проблему безработицы. В 1988 г. в США  половина автомобилей была собрана с помощью автоматов. В 1990 г. роботы ликвидировали около 1 млн рабочих мест. По подсчетам французского правительства ЭВМ к концу текущего столетия приведут к сокращению ° численности промышленных рабочих на 40%, а конторских служащих и ИТР на 1/3.

     

    В Японии уже в начале 1980-х годов появились первые полностью автоматизированные предприятия. Среди безработных с каждым годом уве­личивается число квалифицированных специалистов: опытных инженеров, конторских работников, бухгалтеров. Как отмечено в докладе ученых - чле­нов Римского клуба, «армия «стальных воротничков» (роботов) вытесняет синеворотничковых и беловоротничковых работников».

    Микроэлектроника оказывает возрастающее влияние на международ­ное разделение труда в глобальном масштабе. Следствие этого - расшире­ние пропасти между богатыми и бедными странами: с сокращением доли живого труда в стоимости промышленных изделий уменьшается притяга­тельность развивающихся стран как поставщиков дешевой рабочей силы. По этой причине крупнейшие государства мира все меньше вкладывают свои капиталы в экономику развивающихся стран.

    Еще более остро стоит проблема электроники и войны. Известный ан­глийский физик Барнаби подсчитал, что расходы на исследования и разра­ботку в области вооружений достигают 50 млрд долл. в год, т. е. 10% всех расходов человечества. Ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации. Наиболее опасными Барнаби считает успехи в области во­енной электроники, усиливающие угрозу мировой атомной войны. К ним относится прежде всего повышение точности и надежности стратегических ракет.

    Компьютеризация, как выяснилось, несет в себе определенную угро­зу для свободы личности. Ныне около половины американцев работают в крупных корпорациях, которые собирают детальную информацию об образовании, семье, привычках служащих. Компьютеры изменили коли­чество и качество информации. Они сделали возможным получение авто­матически регистрируемых данных о частной жизни практически любого гражданина США.

    Сложным оказалось взаимодействие человека и техники. В иллюст­рации к одной из книг о социальном влиянии информатики художник остроумно выразил представление о будущем человека в век электроники: на рисунке изображен человек, который думает и изъясняется цифровым кодом, подобно вычислительной машине. Здесь отразились бытующие в век кибернетики опасения людей, что личность может стать придатком вычислительной машины. Она как бы превращается в простого оператора, действия которого доведены до автоматизма. Мыслительные функции человека уходят на второй план.

    Более сложной оказалась связь между информированностью населения и глубиной демократии. Огромная роль средств массовой информации и общества породила две тенденции: с одной стороны, все чаще возникают мощные коллективные психозы – шовинистический угар, воодушевление, паника, с другой стороны, от избытка информации наблюдается массовая апатия и аполитичность.

    Категория: Материалы для подготовки к урокам истории, права, обществознания | Добавил: Машинист1 (13 Декабря 2010)
    Просмотров: 2272 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018
    Железные дороги России и мира