Знаете ли вы, что...
...замечательный русский лингвист и педагог Александр Матвеевич Пешковский несколько лет преподавал в московских гимназиях. Своих 14— 15-летних учеников он стремился приобщить к настоящей науке о русском языке. На основе его «школьных записок» и была создана ставшая знаменитой книга «Русский синтаксис в научном освещении» — главный труд жизни Пешковского. Вам, наверное, интересно, как он рассказывал гимназистам о сложных понятиях своей науки, например о строении слова? Прочитайте маленький отрывок из первой главы, которая называется «Понятие о форме слова».
Огромное большинство слов русского языка распадается в нашем уме на части. Возьмем, например, слово стекло. Оно нам кажется состоящим как бы из двух частей: стекл- и -о. Происходит это оттого, что мы невольно, сами того не сознавая, сравниваем слово стекло с другими словами, на него похожими. Так, мы сравниваем его со словами стёкла, стеклу, стеклом, стеклянный, стеклышко, стекляшка, застеклить, стеклярус и т. д. От этого сравнения у нас выделяется в сознании сходная во всех этих словах часть стекл-. В то же время мы сравниваем слово стекло и с такими словами, как весло, помело, перо, серебро, полотно, сукно, долото, кольцо и т. д. От этого сравнения у нас выделяется сходная часть о. Таким образом, стекло и распадается на стекл + о.
|