Игра: жизнь и развитие.
Шиаков С.А. – современный ученый-педагог.
Игра сейчас встает в строй самых жгучих
проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела.
Неиграющий ребенок – опасно болен… Экспериментально проверено на молодняке
животных, если их сознательно лишают игровой двигательности, их вес резко
уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишенные игр, они теряют
те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству
психологов, дети только что поступившие в первый класс, недостаточно
наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое
смотрят. Диагноз – «НЕ ДОИГРАЛ».
…Фантазия, логика, воображение, интуиция,
реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх –
обогащение эмоциями.
Игра заставляет находить неожиданные,
правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится
очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а
обретение важной человеческой способности – самому принимать решения.
Привлекательность игры и заключается в риске выбора решения, в «испытании»
судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать
решения сообразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть
главный социальный капитал игры.
Вопросы: 1. Какая связь между игровой деятельностью
и развитием живого организма? На основе текста составьте перечень «высочайших
ценностей» игры. 2. Многие считают, что игра имеет общие черты с научным,
техническим, художественным творчеством. Как вы думаете, разделяет ли автор
фрагмента эту точку зрения? Найдите в тексте фразу, которая является ключом к
ответу. 3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?
Структура деятельности.
В.М.Демин – современный российский ученый.
Если отвлечься от особенностей, имеющих
частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем
виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъекты деятельности; 2)
их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как
идеальные прообразы потребных предметов; 4) средства деятельности, как
идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как
целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил
людей. Этот подход к исследованию структуры деятельности представляется нам не
только правомерным, необходимым и полезным, но, несомненно, в высокой степени
эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой
подход позволяет широко и глубоко охватить человеческую деятельность и
рассмотреть ее конкретно применительно к определенному периоду истории.
Вопросы:
1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры
деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить
характеристику структуры деятельности в учебнике? Почему?
2. Как вы думаете,
следует ли в структуру деятельности включать ее результат? Аргументируйте свой
ответ. 3. Приведите примеры известных вам идеальных и материальных средств
какой-либо деятельности.
4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя
каждый из шести элементов ее структуры, названных в документе.
|