Меню сайта

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
  • Грамота.РУ
  • Все словари
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Сеть творческих учителей
  • Ворон и Ёж
  • Российское образование федеральный портал

  • Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    ПОЕЗД № 31...


    Четверг. Поезд ведет Никифорова М.В., 18 Апреля 2024, 12:51

    СТАНЦИЯ
    " ИСТОРИЯ ХIХ ВЕКА"
    Задания С1-С3 (работа с источником)
    1.
    Из статьи искусствоведа А.И. ЛЕОНОВА
      «Картина вызвала восторг в прогрессивных кругах и ругань со стороны реакционеров. Оппозиция видела в ней новый взрыв про­теста против кровавой расправы после 1 марта 1881 г., реакционе­ры усматривали крамолу. «Ведь это цареубийство», — кричали они. Сам Победоносцев насторожился против нее. Он доносил Алек­сандру III об оскорблении этой картиной «правительственного чувства». «Стали присылать мне с разных сторон письма, — сооб­щал Победоносцев, — с указанием на то, что на Передвижной выставке выставлена картина оскорбляющая у многих правитель­ственное чувство. Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я ви­дел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Удиви­тельное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника отличались этой наклонностью и были противны. Трудно понять, какой мыслью задается художник, рас­сказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приобре­тешь другого мотива». После этого пошли слухи, что картину запретят, и ее действи­тельно запретили».
     
          С1. О каком художнике говорится в тексте?
          С2. Какие еще его работы вам известны?
          С3. К какому творческому сообществу принадлежал художник? На каких позициях стояли его участники?
     
     
    2.

    Из описания жизни крестьян Архангельской губернии после реформ 1860-х гг.:

         «Переделов усадебной земли не бывает… Земля делится по наличным мужска пола душам, и она в течение 10 лет считается неотъемлемой от семейства…

         Сход для переделов всегда составляется из домохозяев. Женщины с правом голоса ни в коем случае в сходах не участвуют…

         Влияние сельских старост на приговоры схода о переделе не имеет веса…

         Разверстка платежей и повинностей на количество земли производится ежегодно…

         Крестьянину доставшийся  ему при переделе участок земли предоставляется право без согласия мира закладывать и менять только с общинниками, но ни продавать, ни передавать в наследство на праве собственности он его не может.

         Кроме общих обязанностей помогать каждому в трудных случаях жизни, особых обязанностей в этом отношении не существует.
      
        С1.  Как называлась форма хозяйственного объединения русских крестьян, о которой идет речь в документе?
        С2.  На основе документа определите, в чем проявлялись коллективистские традиции русских крестьян?
        С3. Какие из  существовавших порядков мешали окончательному разорению крестьян? Какие мешали предпринимательству крестьян?

      

    3.

     Из Фабричного закона 1886 г.:

    «1. –- Рабочий, не получивший в срок причитающейся ему платы, имеет право требовать судебным порядком расторжения заключенного с ним договора.

    - расплата с рабочими, вместо денег купонами, условными знаками, хлебом, товарными или иными предметами воспрещается…

    2. Воспрещается взимание с рабочих платы: а) за врачебную помощь, б) за освещение мастерских и в) за пользование при работах орудиями производства…

    3. Участники стачки, причинившие повреждение или уничтожение заводского имущества   подвергаются тюремному заключению на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

    4. Взыскания, налагаемые за неисправную работу, за прогул, за нарушение порядка… обращаются на составление особого при каждой фабрике капитала, который может быть употребляем только на удовлетворение нужд самих рабочих…»

     

    C1. После какого события  правительство  разработало этот  фабричный  закон в России?

    С2. На основе документа определите, какие меры по предотвращению конфликтов между рабочими и фабрикантами предусматривало фабричное законодательство? Какие действия рабочих считались наиболее тяжелыми проступками?

    С3. Объясните, почему рабочее законодательство появилось в России позднее, чем в ведущих странах Западной Европы.

     
    4.

    Из «Манифеста»,  написанного С.П.Трубецким.

         «В Манифесте Сената объявляется:

    Уничтожение бывшего Правления.

    Учреждение временного правления до установления постоянного, выбранного представителями сословий…

    Равенство всех сословий перед Законом…

    Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин – все равно имеют право вступать в воинскую гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу… Приобретать всякого рода собственность, как то земли, дома в деревнях и городах…

    Отмена подушных податей…

    Уничтожение рекрутства и военных поселений.

    Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями»
     

    С1.  Назовите событие, в связи с которым написан «Манифест», время (число, месяц, год), место этого события и не менее 2-х фамилий соратников С.П.Трубецкого.

    С2.   Используя текст источника, укажите, какие проблемы и каким образом пытались решить соратники С.Трубецкого.

    С3.   Чем закончилось событие, в связи с которым С.Трубецкой написал «Манифест»?

     
    5.

    Из воспоминаний Н.А.Бестужева

    «Мы были окружены со всех сторон: бездействие поразило оцепенением умы; дух упал… Сверх того, пронзительный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте. Атаки на нас и стрельба наша прекратились; «ура» солдат становилось все реже и слабее. День смеркался. Вдруг мы увидели, что полки, стоявшие против нас, расступились на две стороны, и батарея артиллерии стала между нами с разверстыми зевами…

         Первая пушка грянула, картечь рассыпалась: одни пули ударили в мостовую, другие вырвали несколько рядов из фрунта, третьи с визгом пронеслись над головами и нашли своих жертв в народе, лепившемся между колонн сенатского дома и на крышах соседних домов… С первого выстрела семь человек около меня упали… Другой и третий повалили кучу солдат и черни, которая толпами собиралась около нашего места…»

    Из дневника императрицы Александры Федоровны:

         «Подлая чернь вся тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала…»
     

    С1.  Окаком событии идет речь? Когда и где оно происходило?

    С2.  Охарактеризуйте тактику соратников Н.Бестужева.

    С3.  Назовите противоборствующие стороны и имена, по меньшей мере,  трех единомышленников Н.Бестужева.

    С4. Кого из противоборствующих сторон поддерживал народ? Воспользовались ли участники выступления поддержкой народа?

    С5. Какие последствия имело это событие?

     

     
     
    6.
    Из указа Николая I об обязанных крестьянах (1842 г.)
     «1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, мо­гут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.
    2. В случае неисполнения крестьянами приемле­мых ими на себя по договору обязанностей, они по­нуждаются к тому земскою полициею, под руковод­ством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.
    3. Крестьяне, по надлежащем утверждении заклю­ченных между ними и помещиками договоров, при­нимают название обязанных крестьян...
    6. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее на­блюдение за сельскою в них полициею и за исполне­нием законов о сельском благоустройстве; им принад­лежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжб и споров...»
      
    C1. Как можно объяснить название указа Николая?
    C2. Охарактеризуйте обязанности крестьянина в соот­ветствии с документом.
    C3. Каковы права помещика в отношении крестьянина?
    C4. Что нового вносил указ во взаимоотношения по­мещика и крестьянина?

    C5. С чем связано принятие в 40-е гг. подобного до­кумента?

      
    New Cell New Cell
    7.
    Из речи К.П. Победоносцева в Совете Министров(8 марта 1881 г.)
    «...В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг... А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа. Конституции, там существую­щие, суть орудие всякой неправды, орудие всякихинтриг...Россия была сильна благодаря самодержавию, бла­годаря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем... Так называемыепредставители земства только разобщают царя с наро­дом...В такое ужасное время... надобно думать не об уч­реждении новой говорильни, в которой произноси­лись бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать!»
      
    C1. Каково отношение Победоносцева к конституци­онному строю?
    C2. В чем, на взгляд автора, состоит значение само­державия для России?
    C3. Что подразумевал под «ужасным временем» Побе­доносцев?
    C4. Для какого общественно-политического теченияхарактерны подобные взгляды?

    C5. Какое значение для демократического развития России имела речь Победоносцева?

    New Cell New Cell
    8.
    В.И. Ленин о земской реформе
     «...Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства вол­на общественного возбуждения и революционного натиска.Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского госу­дарственного управления, колесом, допускаемым бю­рократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушилось, а роль депутатов от населения ограничи­валась голой практикой, простым техническим испол­нением круга задач, очерченных все тем же чиновни­чеством».
      
         C1. Как Ленин оценивает земскую реформу?
         C2. Какие объективные черты повлияли на это мнение?
         C3. Можно ли назвать такую оценку абсолютно объек­тивной?
         C4. Повлияло ли мировоззрение Ленина на оценкуреформы?

         C5. Согласны ли вы с приведенной оценкой?

    New Cell New Cell
    9.
    Из официального документа XIXв.
    «Я...нахожу необходимым допускать (в гимназии) толь­ко таких детей, которые находятся на попечении лиц, пред­ставляющих достаточное ручательство в правильном над ними надзоре... Таким образом гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то...приводить их к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и не­избежного, по самой природе вещей, неравенства имуще­ственных положений».                                                                                                                                                                                 
        C1.Какое название получил документ, отрывок из ко­торого здесь приводится?                                                                      
        C2.Используя знания по истории, назовите изменения в сфере образования в указанные годы.                                              
        C3. Как историки назвали политику, проводившуюся рос­сийским императором и нашедшую, в частности, вы­ражение в приведенном документе? Приведите не .   менее двух фактов, которые могут служить аргу­ментами, подтверждающими этухарактеристику.                                                                                                                                                                                    

    Следующая станция


    Copyright MyCorp © 2024
    Железные дороги России и мира