Меню сайта

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
  • Грамота.РУ
  • Все словари
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Сеть творческих учителей
  • Ворон и Ёж
  • Российское образование федеральный портал

  • Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    ПОЕЗД № 31...


    Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 19 Апреля 2024, 06:52
    ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО IХ - ХII ВЕКОВ

    Договор Игоря с греками (945 г.)

         В лето 6453 (945г) прислали Роман и Константин, и Стефан послов к Игорю возобновить прежний мир (911г)… Привели русских послов, и велели говорить и писать речи обеих сторон на грамоте (пергаменте):

         «…Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещеные из них да примут за то месть от Бога вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни.

         Великий князь русский и бояре пусть посылают в Грецию к великим царям Греческим сколько хотят кораблей с послами и купцами, как установлено для них…

         Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену раба, как установлено прежде, по 2 целковых за раба…»

    Вопросы:

    1. Какова была цель договора 945 г.?

    2. Каковы условия договора для Руси?

    3. Можно ли по тексту договора делать выводы об экономическом развитии Руси?

    4. Что договор говорит о религиозных верованиях славян?

    5. Можно ли назвать договор равноправным, взаимовыгодным?

    Об образовании Древнерусского государства.

         Как показывают исследования, возможны три варианта взаимовлияния различных этнических групп в процессе образования государства:

    1.        иноземная группа находится на более низком уровне развития, на этапе формирования государства, в то время как завоеванные располагают слившимся государственным аппаратом (римские провинции, завоеванные германцами): в этом случае завоеватели используют уже имевшийся аппарат власти;

    2.        иноземцы стоят на более высоком уровне развития, располагая сформировавшимся государственным аппаратом, а местное, завоеванное население только создает его: в этом случае завоеватели насаждают собственные государственные формы (Ливония и немцы);

    3.        обе стороны находятся примерно на равном уровне развития: в этом случае организаторская роль завоевателей имеет ограниченный характер. Известно, что во втором случае происходит колонизация, т.е. массовое заселение завоеванной территории захватчиками, при котором последние формируют господствующий класс в создаваемом государстве.

        Если предположить, что Русь обязана государственностью варягам, тогда речь должна идти о втором варианте образования государства. Однако отсутствует его обязательное условие  - колонизация варягами территории Руси, даже северо-западной, Новгородской области. Значит остается единственный путь создания государственности в Новгороде – государство возникло в результате общественных отношений. Варяжский же князь, воспользовавшись случаем, лишь захватил власть.

    Вопросы:  1. Исходя из содержания документа определите, какие варианты взаимосвязи этнических групп имели место в процессе генезиса государства.

    2. Почему авторы документа считают неприемлемым второй вариант образования Руси?

    3.Какой вариант взаимоотношений, на ваш взгляд, соответствует образованию Русского государства?

    4.Какую причину образования государства называют авторы текста?

    4.        Соотносятся ли взгляды, представленные в данном фрагменте, с норманнской теорией, с антинорманизмом? Докажите свою точку зрения.

     


    Copyright MyCorp © 2024
    Железные дороги России и мира