Меню сайта

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
  • Грамота.РУ
  • Все словари
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Сеть творческих учителей
  • Ворон и Ёж
  • Российское образование федеральный портал

  • Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    ПОЕЗД № 31...


    Воскресенье, 21 Октября 2018, 01:37
    Дидактический материал
     
    ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ
     
    Карамзин Н.М. «История государства Российского»
     
          «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты,.. и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».
     
    В.И. Игнатов. Русские исторические песни.
     
         В работе над поэмой Лермонтов использовал книгу "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым". Именно в этом фольклорном сборнике была напечатана историческая песня "Мастрюк Темрюкович" (Мария Темрюковна - одна из жен Ивана Грозного). Поэтический строй и сюжет этой песни нашел отражение в поэме. В этом произведении царь добр и выступает на стороне народа: А не то у меня честь во Москве, Что татары-те борются; То-то честь в Москве, Что русак тешится! Исторические песни об Иване Грозном были разнообразны по своей тематике. Во всех песнях царь выведен положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Он противопоставлен трусливым жадным князьям и боярам: он очистил московское царство, вывел боярскую измену, установил порядок. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыльчивости, неразборчивости в средствах наказания и пр. сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя - новое явление в песенном творчестве.
     
    ПОЛОЖЕНИЕ ЦАРСКОГО ОПРИЧНИКА
     
          Опричнина и земщина Родовитые бояре думали больше о своих владениях, чем об интересах русского государства. Многие из них становились на путь измен и предательства. Это вынудило Ивана Грозного на крайнюю меру. Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. На опричных землях деревни и сёла были отобраны у знатных владельцев, а их самих царь переселил на другие земли, названные земщиной. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Они не смели водить ни дружбы, ни прочного знакомства с теми, кто не был приписан к опричнине и считался земским. Это относилось и к родителям опричника. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.
     
    Карамзин Н.М. «История государства Российского»
     
          Но сей государь был тиран! После казней (мнимых изменников, которые будто бы умышляли на жизнь государя) Иоанн занялся образованием своей новой дружины. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие любимцы. К ним приводили молодых детей боярских, отличных не достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностию на все. Иоанн предлагал им вопросы о роде их, о друзьях и покровителях; требовалось именно, чтобы они не имели никакой связи с знатными боярами; неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи царь избрал 6000 и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружиться с земскими (то есть со всеми, не записанными в опричнину), не водить с ними хлеба-соли, не знать ни отца, ни матери, знать единственно государя. За то государь дал им не только земли, но и домы и всю движимую собственность старых владельцев (числом 12 000), высланных из пределов опричнины с голыми руками, так, что многие из них, люди заслуженные, израненные в битвах, с женами и детьми шли зимою пешком в иные отдаленные пустые поместья. Самые земледельцы были жертвою сего несправедливого учреждения: новые дворяне, которые из нищих сделались большими господами, хотели пышностию закрасить свою подлость, имели нужду в деньгах, обременяли крестьян налогами, трудами: деревни разорились. Но сие зло казалось еще маловажным в сравнении с другим. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье. Сверх многих иных злодейств, к ужасу мирных граждан, следующее вошло в обыкновение: слуга опричника, исполняя волю господина, с некоторыми вещами прятался в доме купца или дворянина: господин заявлял его мнимое бегство, мнимую кражу; требовал в суде пристава, находил своего беглеца с поличным и взыскивал с невинного хозяина пятьсот, тысячу или более рублей. Не было снисхождения: надлежало или немедленно заплатить, или идти на правеж: то есть неудовлетворенному истцу давалось право вывести должника на площадь и сечь его всенародно до заплаты денег. Иногда опричник сам подметывал что-нибудь в богатую лавку, уходил, возвращался с приставом и за сию будто бы украденную у него вещь разорял купца; иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань: ибо сказать неучтивое слово кромешнику — значило оскорбить самого царя; в таком случае невинный спасался от телесной казни тягостною денежною пенею. Одним словом, люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных; первые были ловом, последние ловцами единственно для того, чтобы Иоанн мог надеяться на усердие своих разбойников-телохранителей в новых замышляемых им убийствах. Чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности.— Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию.
     
    Кулачный бой
         В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это была не драка и не ссора, а своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали. Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй. И нередко на льду Москвы-реки разворачивалось подлинное побоище. Лермонтов изображает, однако, не бой стенки на стенку, а единоборство – «охотницкий бой одиночный». Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке. Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Он, однако, происходил не на льду Москвы-реки, а у Ильинских ворот Китай-города. Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил. Калашников «...ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча», это говорит о том, что купец рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок. Да иначе он и не мог поступить. Калашников не имел права «просить поля» у Кирибеевича, как тогда назывался вызов на судебный поединок. Ведь опричник заранее считался правым.
     
    ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
     
    Домострой
         Домострой» – свод нравственных норм и правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин. Составлен в середине 16 века. Его авторство связывается с именем Сельвестра. Кроме наставлений в вере «Домострой» содержит рекомендации для семейной и бытовой жизни русских людей.
     
    Из поучения «Домостроя»
         «Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».
     
    Доля женщины в Древней Руси.
         Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права одна выходить за пределы родительской усадьбы. Замуж её выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым ей придётся жить всю жизнь. В доме мужа на стене её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. Поучения того времени не советовали мужу бить жену железными и деревянными предметами, но «поучать» жену, как тогда говорили, «вежлевенько плетью». О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит». Несмотря на такие порядки, жена всё же не была рабой в доме. Во всём, что касалось домашних дел, Алена Дмитриевна была полной хозяйкой, или, как говорили тогда, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на её попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни. Однако во всем, что касалось отношений с миром, который начинался за воротами усадьбы, Алена Дмитриевна была совершенно бесправна. Она не смела ничего покупать без разрешения мужа, не могла ни с кем познакомиться без его согласия, должна говорить с посторонними лишь о том, о чем приказывал муж. Чтобы пойти в церковь, женщина тоже должна была спросить разрешения у мужа. Уже то, что ее не оказалось дома, когда купец вернулся из лавки, считалось тяжелым проступком, почти преступлением.
     
    ЭПОХА, СУДЬБА И ПОЭЗИЯ ЛЕРМОНТОВА
     
         М.Ю. Лермонтов о своем поколении. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. ...К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы. (Лермонтов "Дума". 1838 г.)
     
    В.Г. Белинский о поэме М.Ю. Лермонтова
     
         "Песня про...купца Калашникова" была напечатана в 1838 году. В.Г. Белинский писал: "Здесь поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства.
     
    И. Андронников «О Лермонтове»
     
          "Чувство одиночества в царстве произвола и мглы, как назвал николаевскую империю А. И. Герцен, было для Лермонтова неизбежным и сообщало его поэзии характер трагический. Его жизнь омрачала память о декабрьском дне 1825 года и о судьбах лучших людей. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателен жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила юноше­скую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии», его духа и совести,— поколению малодушному, безмолвному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя редины и свободы погибнуть на эшафоте. Ибо не только враги, по даже и те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в «охлажденном и озлобленное взгляде на жизнь» веру Лермонтова в достоинства жизни и человека".
     
     
    Copyright MyCorp © 2018
    Железные дороги России и мира