Меню сайта

Форма входа

Статистика

Друзья сайта
  • Грамота.РУ
  • Все словари
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Сеть творческих учителей
  • Ворон и Ёж
  • Российское образование федеральный портал

  • Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    ПОЕЗД № 31...


    Четверг. Поезд ведет Никифорова М.В., 28 Марта 2024, 22:41
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    ВАГОН РЕСТОРАН (Форум) » К ЭКЗАМЕНАМ, К ОЛИМПИАДАМ » Обществознание » Тексты из ЕГЭ 11 класса (Практикуемся перед ЕГЭ ))))))
    Тексты из ЕГЭ 11 класса
    Машинист1Дата: Среда. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 02 Декабря 2009, 18:50 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Здесь буду выбрасывать вам тексты, которые могут расширить ваш кругозор, вашу эрудицию в области обществознания.
    Они будут касаться разных тем, разных сфер жизни.

    Можете просто высказывать свои мысли по поводу прочитанного.
    Можете тренироваться и отвечать на приведенные ниже вопросы. (На ЕГЭ требуется именно это)



    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Среда. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 02 Декабря 2009, 18:53 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Н.Макиавелли (1469 –1527) – философ, политолог. Выдержки из работы «Государь».

    Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.
    Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй -- зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя.
    Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса -- волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
    Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым -- и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

    Вопросы:

    1. Какие средства и почему, считает возможным использовать Н.Макиавелли для достижения политической цели?
    2. Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что речь идет не о малозначительных целях.
    3. Можно ли считать, что Н.Макиавелли не различает доброе и дурное? Какой из этих двух вариантов он предпочел бы? Свой ответ подкрепите словами из текста.
    4. Есть ли в тексте советы, которые вы сочли бы полезными для современных политиков? Свой ответ аргументируйте.


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Суббота. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 05 Декабря 2009, 17:36 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 2. Гегель о гражданском обществе ( Г. Гегель – немецкий философ.)

    Семья естественным образом и существенно благодаря принципу личности
    разделяется на множество семей, которые вообще относятся друг к другу как
    самостоятельные конкретные лица и тем самым внешне.
    ...Расширение семьи как ее переход к другому принципу есть в
    существовании либо спокойное расширение семьи до превращения в народ – в
    нацию, которая тем самым имеет общее естественное происхождение, либо
    сочетание разбросанных семейных общин посредством господской власти или
    посредством добровольного объединения, вызванного близостью потребностей и
    взаимодействием в их удовлетворении.
    ...Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо,
    которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и
    смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как
    существенно соотносящееся с другой такой особенностью...
    ...Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между
    семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее,
    чем развитие государства. <...> Если государство представляют как единство
    различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь
    определение гражданского общества. Многие новейшие специалисты по
    государственному праву не сумели прийти к другому воззрению на государство. В
    гражданском обществе каждый для себя – цель, все остальное для него ничто.
    <...> Эгоистическая цель, обусловленная таким образом в своем осуществлении
    всеобщностью, обосновывает систему всесторонней зависимости, так что средства
    к существованию и благо единичного и его правовое наличное бытие переплетены
    со средствами существования, благом и правом всех, основаны на этом и только в
    этой связи действительны и обеспечены. Эту систему можно ближайшим образом
    рассматривать как внешнее государство, как государство нужды и рассудка.
    ...Несмотря на то что в гражданском обществе особенность и
    всеобщность распались, они все-таки взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
    ...Так, например, большинство людей рассматривают требование оплаты налогов
    как нарушение их особенности, как нечто им враждебное, препятствующее
    осуществлению их цели; однако сколь истинным это им ни кажется, особенность
    цели не может быть удовлетворена без всеобщего, и страна, в которой не платили
    бы налогов, не способна была бы отличаться и усилением особенности. < ... >
    Способствуя осуществлению моей цели, я способствую и осуществлению всеобщего,
    а оно в свою очередь способствует осуществлению моей цели.
    Вопросы и задания
    1. Обоснуйте справедливость утверждения философа о том, что в основе формирования гражданского общества лежат семейные отношения.
    2. Найдите в тексте фрагмента мысль, подтверждающую тезис о ведущей роли экономического фактора в жизни гражданского общества.
    3. Согласны ли вы с утверждением автора о том, что «развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства»?
    Аргументируйте ответ.
    4. Как вы понимаете соотношение и взаимосвязь личного и общественного в современном обществе?


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Суббота. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 05 Декабря 2009, 17:38 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Текст 3. Правовое регулирование
    С. С. Алексеев – современный российский ученый, юрист.

    Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах,
    иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным
    критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного)
    поведения. В этом кратком определении суммированы признаки права, прежде всего
    его общеобязательная нормативность. Причем здесь сделано ударение на
    практическом значении понятия права. Ведь в жизни при решении конкретных дел
    самое существенное с точки зрения права – получить ответ, есть у того или
    иного лица субъективное право, правомерны ли его действия, несет ли оно
    юридическую ответственность. В данном отношении право и является прежде всего
    обязательным для всех государственным критерием правомерно-дозволенного или
    недозволенного поведения. И этот критерий в виде общеобязательных норм должен
    содержаться в законах, иных признаваемых государством источниках (например,
    нормативных договорах, судебных решениях, имеющих значение прецедента).
    Правовое регулирование – это осуществление при помощи права, всей
    системы правовых средств воздействия на общественные отношения, на поведение
    людей...
    В своей совокупности эти правовые средства – юридические нормы,
    субъективные права, связанные с ними обязанности, решения судов и т. д.– в
    каждом конкретном случае образуют довольно сложный механизм, который
    называется механизмом правового регулирования. Например, по пенсионным делам
    механизм такой: вступает в действие определенная юридическая норма; на ее
    основе гражданин обращается в учреждение социального обеспечения, затем это
    учреждение выносит индивидуальное предписание (назначает пенсию), возникает
    субъективное право гражданина на получение самой пенсии и обязанность
    соответствующих органов выплачивать суммы пенсии; наконец, в установленные
    сроки гражданин фактически получает сумму пенсии.

    Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. – М., 1993. – С. 69–71.

    Вопросы и задания
    1. Какие нормы, кроме правовых, вам известны? Чем отличаются нормы
    права от моральных норм? Приведите примеры.
    2. Какой из признаков права является главным? Опираясь на
    определение права, выявите и другие его признаки.
    3. Чем отличается правомерно-дозволенное поведение от запрещенного;
    от предписанного? К какому из этих видов поведения относится уплата налогов;
    хищение; предпринимательская деятельность?
    4. Объясните, как осуществлялось правовое регулирование крестьянской
    реформы 1861 г. Приведите любой другой пример правового регулирования из
    истории. Какие именно общественные отношения регулируются в вашем примере? Как
    осуществляется воздействие на поведение людей?


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Суббота. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 05 Декабря 2009, 17:40 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Текст 4
    Характерная особенность современной эпохи – глобализация всех сфер общественной жизни. Однако следует заметить, что истоки глобализации уходят в далекое прошлое, когда произошел переход от собирательного хозяйства к производящему, от первобытного общества к классовому, когда сформировались первые цивилизации. Уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств… Но процесс взаимодействия различных народов и государств усиливается в эпоху бурного формирования буржуазных общественных отношений…
    И все же глобализация – феномен второй половины ХХ столетия. Он имеет объективный характер и, прежде всего, связан с тем, что по мере продвижения общества по пути социального прогресса человечество все больше и больше обобществляется. Прежде всего, это проявляется в формировании мировых производительных сил и производственных отношений… Происходит дальнейшее разделение общественного труда, что свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, ибо, чем выше разделение труда, тем развитее общество.
    В области политики глобализация предполагает резкое снижение роли национальных государств в решении тех или иных социально-экономических и политических проблем. Особое внимание уделяется демократическим институтам, правам человека и борьбе с терроризмом.
    В области культуры на словах предлагается взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западая культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали , о культуре и т.д.
    Информатика начала играть доминирующуюроль в современной жизни. Особенностями глобализации стали компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. Благодаря быстрой передаче информации сформировалось планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все, что происходит во всем мире.
    (Ред. И.А.Гобозов)

    С4. Какие три этапа в истории глобализации выделил автор?
    С5. Какие направления процесса глобализации указаны в тексте? Назовите любые пять направлений.
    С6. Опираясь на текст, выделите три любые существенные характеристики глобализации как процесса.
    С7. Опираясь на знания обществоведческого курса и социальный опыт, объясните, почему глобализация оценивается как явление сложное, противоречивое. Дайте три объяснения применительно к различным сферам общественной жизни.


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Суббота. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 05 Декабря 2009, 17:42 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Текст 5.Игра: жизнь и развитие.
    Шиаков С.А. – современный ученый-педагог.
    Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Экспериментально проверено на молодняке животных, если их сознательно лишают игровой двигательности, их вес резко уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишенные игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству психологов, дети только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕ ДОИГРАЛ».
    …Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями.
    Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игры и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.

    Вопросы:
    1. Какая связь между игровой деятельностью и развитием живого организма? На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей» игры.
    2. Многие считают, что игра имеет общие черты с научным, техническим, художественным творчеством. Как вы думаете, разделяет ли автор фрагмента эту точку зрения? Найдите в тексте фразу, которая является ключом к ответу.
    3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Суббота. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 05 Декабря 2009, 17:46 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Текст 6. Право и нравственность В. С. Соловьев – русский философ, поэт, публицист.
    ...Нравственный принцип требует, чтобы люди свободно
    совершенствовались; но для этого необходимо существование общества; но
    общество не может существовать, если всякому желающему представляется
    беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следовательно,
    принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних
    проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного
    совершенствования и, как таковое, требуется самим нравственным началом, хотя и
    не есть его прямое выражение.
    Положим, высшая нравственность (с аскетической своей стороны)
    требует, чтобы я был равнодушен к тому, что меня убьют, искалечат или ограбят.
    Но та же высшая нравственность (с альтруистической стороны) не позволяет мне
    быть равнодушным к тому, чтобы мои ближние беспрепятственно становились
    убийцами и убиенными, грабителями и ограбленными и чтобы общество, без
    которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалось
    опасности разрушения. Такое равнодушие было бы явным признаком нравственной
    смерти.
    Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже
    предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии
    человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два
    интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные
    нравственно, в действительности сходятся между собою. Из их встречи рождается
    право.

    Соловьев В. С. Оправдание добра. – М., 1996. – С. 330–331.

    Вопросы и задания
    1. Какие «два интереса» рассматривает в приведенном отрывке В. С.
    Соловьев?
    2. Почему условием нравственного совершенствования он считает
    принудительный закон? Что означают слова о том, что закон не есть прямое
    выражение нравственного начала?
    3. В чем автор видит связь права и морали?


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    ВАГОН РЕСТОРАН (Форум) » К ЭКЗАМЕНАМ, К ОЛИМПИАДАМ » Обществознание » Тексты из ЕГЭ 11 класса (Практикуемся перед ЕГЭ ))))))
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2024
    Железные дороги России и мира