Меню сайта

Форма входа

Статистика

Друзья сайта
  • Грамота.РУ
  • Все словари
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Сеть творческих учителей
  • Ворон и Ёж
  • Российское образование федеральный портал

  • Главная

    Регистрация

    Вход
    Приветствую Вас Гость | RSS


    ПОЕЗД № 31...


    Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 29 Марта 2024, 12:29
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    ВАГОН РЕСТОРАН (Форум) » К ЭКЗАМЕНАМ, К ОЛИМПИАДАМ » Обществознание » Тексты для подготовки к зимней сессии (7 текстов. Два из них будут на экзамене!)
    Тексты для подготовки к зимней сессии
    Машинист1Дата: Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 16 Декабря 2011, 17:16 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    Предлагаю семь текстов для подготовки к зимней сессии. Два из них будут на экзамене.

    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 16 Декабря 2011, 17:17 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 1
    Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
    Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается.
    Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
    Модель поведения, ориентированная на определенный статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
    Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

    (Р. Т. Мухаев)


    С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
    С2. какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
    С3. какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
    С4. приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь но обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 16 Декабря 2011, 17:46 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 2

    Статья 31. Опека и попечительство
    1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.
    2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
    3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

    Статья 32. Опека
    1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
    2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

    Статья 33. Попечительство
    1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
    2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.
    Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Статья 35. Опекуны и попечители
    1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
    Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.
    2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.
    3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
    4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения. (Извлечения из Гражданского кодекса РФ)


    С1. Назовите три возможных обстоятельства, в которых над несовершеннолетними устанавливаются опека и попечительство. Какие требования законодатель предъявляет к опекуну (попечителю)? Назовите три таких требования.
    С2. укажите отличие опеки от попечительства. каково различие в полномочиях опекуна и попечителя?
    С3. Объясните, почему правоотношения опеки и попечительства регулируются нормами гражданского права. какая еще отрасль права регулирует эти отношения? Укажите специфику рассмотрения вопросов опеки и попечительства нормами этой отрасли.


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 16 Декабря 2011, 18:40 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 3.

    Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте. Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. Всё больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму совместного проживания -сожительство.
    Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Всё больше связи зависят от сотрудничества и общения между их участниками. Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на любви, но и.в дружбе и общении с родственниками и детьми. Изменения в семейной жизни часто сталкиваются с призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром. Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи и брака. Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
    Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственных групп. Практически во всех обществах можно выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей. В обществах, предшествующих индустриальному, распространенной была расширенная семья.
    (Э. Гидденс)


    С1. Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.
    С2. Как автор определяет брак? Опираясь на знание курса обществознания и личный социальный опыт, назовите три категории лиц, которые могут стать родственниками в результате брачного союза двух людей.
    С3. Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи, упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.
    С4. Из курса обществознания вы знаете, что семья рассматривается как малая группа и как социальный институт. Назовите два признака семьи как малой группы, которые выделил автор. Опираясь на обществоведческие знания, укажите три любые функции семьи как социального института.


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Пятница. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 16 Декабря 2011, 18:58 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 4.
    Социальные нормы — общепризнанные или достаточно распространенные образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает, как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <...> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <...>
    Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы — это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право — средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
    В.С. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <...> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
    (Н.И. Матузов)


    С1.Приведите любые два предназначения социальных норм, названные автором.
    С2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух названных норм.
    С3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.
    С4. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.



    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Вторник. Поезд ведет Грищук Е.Г., 20 Декабря 2011, 20:33 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 5.

    Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
    Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
    В.Л. Иноземцев

    C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
    С2.Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Какие аргументы он привел? Укажите три аргумента.
    С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
    С4. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента в поддержку того, что «информация представляет собой самый демократичный источник власти»


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Среда. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 21 Декабря 2011, 15:43 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 6
    В социальной психологии под группой понимается двое или белее индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
    Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
    Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
    Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-кондепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
    Р.Бэрон

    1.Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
    2.Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
    3.Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
    4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании « Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществрзнания..


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    Машинист1Дата: Среда. Поезд ведут Грищук Е.Г. и Никифорова М.В., 21 Декабря 2011, 15:44 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 450
    Репутация: 18
    Статус: Offline
    ТЕКСТ 7
    Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»…
    Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят и красоту, добро.
    Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
    И.Г.Петров


    1.Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.
    2.Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей?
    3.Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?
    4.Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знание курса, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.


    Постой, Паровоз! Не стучите, колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза...
     
    ВАГОН РЕСТОРАН (Форум) » К ЭКЗАМЕНАМ, К ОЛИМПИАДАМ » Обществознание » Тексты для подготовки к зимней сессии (7 текстов. Два из них будут на экзамене!)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Copyright MyCorp © 2024
    Железные дороги России и мира